Проблемы получения пенсии по случаю потери кормильца совершеннолетними лицами, обучающимися в образовательных учреждениях и не достигшими возраста 23 лет PDF Печать E-mail

А.В. ЕФРЕМОВ, Е.Н. ЩЕГЛОВА

Ефремов А.В., подполковник юстиции.

Щеглова Е.Н., помощник начальника юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как известно, Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.

Среди норм Конституции Российской Федерации, на которой основывается законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, следует назвать, прежде всего, норму ч. 2 ст. 7, в которой в качестве одной из основ конституционного строя закреплено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, и норму ч. 1 ст. 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В связи с поступающими многочисленными обращениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих (пенсионеров) Министерства обороны Российской Федерации в адрес отделов социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по вопросам выплаты пенсий по случаю потери кормильца на детей, достигших 18-летнего возраста и продолжающих обучение в образовательных учреждениях, возникает существенная, на взгляд авторов статьи, необходимость рассмотреть данные вопросы.

В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям, к которым относятся дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Рассмотрим конкретный случай.

Дочь умершего пенсионера Министерства обороны Российской Федерации получала пенсию по случаю потери кормильца. При поступлении в техникум на очное отделение право на продолжение выплаты пенсии по случаю потери кормильца за ней сохранялось на основании справки, выданной из учебного заведения. Следует отметить, что указанная гражданка обучалась по специальности "Программное обеспечение" на очном отделении и одновременно по специальности "Юриспруденция", но уже на заочном отделении. Под образовательными учреждениями в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" понимаются, в частности, общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи), а также учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования (профессиональные училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии).

Документом, подтверждающим обучение лица в образовательном учреждении, является справка, выданная данным учреждением. В качестве документа, удостоверяющего, что лицо в возрасте старше 18 лет, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, обучается по очной форме в образовательном учреждении, предъявляется справка этого учреждения (п. 39 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па). После окончания учебы (в рассматриваемом случае) на очном отделении по специальности "Программное обеспечение", не достигнув возраста 23 лет, гражданка продолжила обучение по специальности "Юриспруденция", переведясь с заочного отделения на очное. Следует отметить, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца дает только очная форма обучения. В том случае, если гражданин сменил форму обучения с очной на заочную или вечернюю, он теряет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Из-за отсутствия статуса обучающегося не выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в период между окончанием одного образовательного учреждения и поступлением в другое. В рассматриваемом случае все казалось ясным и понятным. Возобновление учебы на очном отделении по специальности "Юриспруденция" на основании справки, выданной образовательным учреждением, и приобретение вновь статуса обучающегося дает право на получение указанной пенсии.

Применяя норму ст. 29 Закона, предусматривающую право обучающихся на пенсию по случаю потери кормильца, необходимо иметь в виду, что данная норма сформулирована с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании.

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании", с учетом потребностей и возможностей личности, образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Однако, как было отмечено выше, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, обучающиеся только по очной форме. Правовых оснований для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца обучающимся в учебных заведениях по очно-заочной (вечерней), заочной форме, а также в качестве экстерна не имеется.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Установление пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

По смыслу рассматриваемой нормы подп. "а" ч. 3 ст. 29 Закона в период получения образования по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается детям погибшего (умершего) кормильца при наличии у них статуса обучающихся.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Совершеннолетние дети будут обладателями права на получение пенсии по случаю потери кормильца только лишь до окончания образовательного учреждения, но все равно не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Это означает, что если право на получение пенсии по случаю потери кормильца перешло к совершеннолетнему ребенку, обучающемуся по очной форме обучения какого-либо вуза, ему необходимо воспользоваться своим правом на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения 23 лет, в противном случае это право он потеряет вовсе, даже несмотря на то, что будет продолжать обучаться в данном учебном заведении.

На взгляд авторов настоящей статьи, указание в Законе именно 23-летнего возраста в качестве предельного срока для обладания ребенком правом на дополнительные меры государственной поддержки не случайно. В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" в настоящее время сложилась система образовательных программ, состоящая из общеобразовательных и профессиональных программ.

При этом на освоение каждой из ступеней общего или профессионального образования отводится определенный срок, который считается достаточным для любого нормального ребенка, чтобы освоить соответствующую образовательную программу и успешно пройти государственную (итоговую) аттестацию. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом Российской Федерации "Об образовании" и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца в возрасте 18 лет и старше, обучающиеся в образовательных учреждениях дополнительного образования, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца не признаются. К образовательным учреждениям дополнительного образования в соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации "Об образовании" относятся:

- учреждения повышения квалификации;

- курсы;

- центры профессиональной ориентации;

- музыкальные и художественные школы;

- школы искусств;

- спортивные школы;

- дома детского творчества;

- станции юных техников;

- станции юных натуралистов;

- иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

В настоящее время нередки случаи, когда лица, претендующие на получение пенсии по случаю потери кормильца, проходят обучение за пределами территории Российской Федерации в иностранном образовательном учреждении.

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление от 27 ноября 2009 г. N 18-П). Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н.С. Лапы, студентки очного отделения Университета прикладных наук Кеми-Торнио (Финляндия), которой военным комиссариатом было отказано в удовлетворении заявления о продлении ей до окончания обучения выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которую она до достижения возраста 18 лет получала в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту. Полагая, что данный отказ является незаконным, заявительница обратилась в суд, которым в удовлетворении ее исковых требований к военному комиссариату Мурманской области о возобновлении выплаты указанной пенсии было отказано.

Разрешая дело, суды общей юрисдикции исходили из того, что совершеннолетние дети умершего (погибшего) кормильца, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора, заключенного в соответствии с международным договором Российской Федерации, и это подтверждается справкой, выданной российским образовательным учреждением; если же такие лица обучаются в иностранных учебных заведениях самостоятельно, т.е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, то по достижении 18 лет они утрачивают право на получение данной пенсии.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая дело, указал, что согласно ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении. Исходя из того что нетрудоспособность по общему правилу определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица п. "а" ч. 3 данной статьи признает, в частности, его детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица считаются также его дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Это в полной мере согласуется с положениями международно-правовых актов в области социального обеспечения. Так, в соответствии с подп. "h" п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" 1967 г. N 128 (Российской Федерацией не ратифицирована) термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.

Предоставляя таким детям возможность получать пенсию по случаю потери кормильца, п. "а" ч. 3 ст. 29 названного Закона указывает только на форму получения образования (с отрывом от производства, т.е. очную), но не уточняет тип образовательного учреждения, место его расположения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), уровень получаемого образования, способ поступления в образовательное учреждение (самостоятельно либо по направлению на учебу) и т.д. Исключение сделано лишь в отношении образовательных учреждений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел, т.е. заключили контракт о прохождении военной (правоохранительной) службы и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение к числу нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца его совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях с отрывом от производства, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности; при освоении лицом образовательной программы по очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 1071-О-О).

Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях с отрывом от производства совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из ст. 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 27), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).

Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении.

В силу п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Приведенное законоположение, по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования, и как таковое не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Иное его истолкование означало бы такое ограничение конституционного права на образование, включая право выбора образовательного учреждения, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не отвечает конституционно значимым целям, перечисленным в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, наличие договора, на основании которого они были направленына учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.

Пункт "а" ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" также не связывает право достигших 18 лет и обучающихся в иностранных образовательных учреждениях детей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, на получение пенсии по случаю потери кормильца со способом поступления в образовательное учреждение, расположенное на территории другого государства.

Лишение тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, - в отличие от лиц, направленных на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, - права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) и ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Создавая условия для реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на образование, государство вместе с тем устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации), которые определяют уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников (п. 8 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Применительно к российским высшим учебным заведениям соответствие уровня образования и квалификации их выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов подтверждается свидетельством о государственной аккредитации, которое выдается по результатам аттестации. Наличие у высшего учебного заведения государственной аккредитации влечет за собой ряд правовых последствий, к числу которых федеральный законодатель относит предоставление учебному заведению права выдачи своим выпускникам документов государственного образца (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

На иностранные образовательные учреждения требования федеральных государственных образовательных стандартов не распространяются, однако выдаваемые ими документы об образовании могут признаваться в Российской Федерации на основании международно-правовых актов о признании иностранных квалификаций. В частности, согласно ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ) Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в городе Лиссабоне 11 апреля 1997 г.), каждая Сторона признает квалификации высшего образования, выданные в другой Стороне, кроме тех случаев, когда могут быть обоснованно представлены существенные различия между квалификацией, в отношении которой испрашивается признание, и соответствующей квалификацией в Стороне, в которой испрашивается признание (ст. VI.1); при этом под признанием понимается официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и (или) профессиональной деятельности (ст. I). Что касается оценки иностранных образовательных учреждений с точки зрения соответствия реализуемых ими образовательных программ и уровня получаемого в них профессионального образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, то на сегодняшний день правовой механизм такого рода оценки отсутствует.

Между тем конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (дети умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигшие 18 лет и обучающиеся в образовательных учреждениях с отрывом от производства), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или заее пределами), в котором они обучаются.

Наличие указанного пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования предполагает необходимость его устранения федеральным законодателем, однако в настоящее время не может каким-либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.

Таким образом, положения п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не могут рассматриваться как препятствующиепредоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Относительно указанного в начале статьи случая, по мнению авторов статьи, следует отметить, что при переводе с заочного обучения на очное совершеннолетней студентке, не достигнувшей возраста 23 лет, соответствующий пенсионный орган должен был возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца на основании справки из образовательного учреждения (техникума), подтверждающей статус обучающегося по очной форме обучения.

Однако в некоторых аналогичных случаях пенсионные органы отказывают в возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, мотивируя это тем, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение учащихся направлено на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней. Поэтому, по мнению сотрудников пенсионных органов, пенсия по случаю потери кормильца совершеннолетним, не достигшим возраста 23 лет, которые после окончания техникума поступили повторно в техникум или после института поступили в другой институт, не выплачивается. С такой позицией, по мнению авторов настоящей статьи, нельзя согласиться, так как в рассматриваемом случае при переводе обучающейся с заочной формы обучения на очную она приобрела статус обучающейся по очной форме обучения. Подтверждением позиции авторов статьи могут служить и приведенные выше правовые позиции.

По мнению авторов статьи, в связи с наличием указанных затруднений в правоприменительной практике целесообразно было бы дополнить подп. "а" ч. 3 ст. 29 Закона оговоркой следующего содержания: "...При этом право на получение пенсии сохраняется указанным лицам, которые после окончания обучения по одной специальности продолжили обучение по другой специальности в этом же или в другом образовательном учреждении, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет". Особенно это актуально в настоящее время, в эпоху мирового финансового кризиса, когда выпускникам вузов трудно найти работу по специальности и приходится переучиваться на другую, наиболее востребованную, специальность, чтобы самостоятельно распорядиться указанным выше правом.

 

 

Посетители

Сейчас 9 гостей онлайн
ГУ МВД России по Волгоградской области
Отдел МВД РФ по Котельниковскому району Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
Управление МВД России по г. Волгограду
Отдел МВД РФ по Котовскому району Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
Управление МВД России по г. Волжскому
Отдел МВД РФ по Палласовскому району Отдел МВД РФ по Даниловскому району
МО МВД РФ «Урюпинский» Отдел МВД РФ по Суровикинскому району Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
МО МВД РФ «Камышинcкий» Отдел МВД РФ по Быковскому району Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
Отдел МВД РФ по городу Михайловке Отдел МВД РФ по Городищенскому району Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
МО МВД РФ «Фроловский» Отдел МВД РФ по Дубовскому району Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
Отдел МВД РФ по Алексеевскому району Отдел МВД РФ по Калачевскому району Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
Отдел МВД РФ по Еланскому району Отдел МВД РФ по Ленинскому району Отдел МВД РФ по Ольховскому району
Отдел МВД РФ по Жирновскому району Отдел МВД РФ по Николаевскому району Отдел МВД РФ по Руднянскому району
Отдел МВД РФ по Иловлинскому району Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району Отдел МВД РФ по Старополтавскому  району
Отдел МВД РФ по Клетскому району Отдел МВД РФ по Светлоярскому району Отдел МВД РФ по Чернышковскому району

Контакты

Юридический адрес ЦФО: 400066, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 17

Фактический адрес расположения ЦФО: 400131, г. Волгоград, ул. Скосырева, 2а

Начальник ЦФО: Чепурняк Сергей Владимирович

Служебный телефон: (8442) 30-45-51

Сайт разработан

ВРОО ВПК "Ратник"

Все права защищены © 2010

Ратник

S5 Box

-sigara
elektronik sigara
film izle
ukash
elektrikli sigara